1998 Спартак - Реал Мадрид 2:1

Репортаж

Репортаж №1

«Это был хороший матч. Мне во всяком случае, понравился. Обе команды играли хорошо, но «Спартак» выглядел лучше во втором тайме. Москвичи хорошо готовы физически, они достаточно мобильны, видно, что команда «бежит» и, помимо всего прочего, умеет вне зависимости от соперника играть в тот футбол, в который привыкла. Так что победу россиян я считаю вполне заслуженной».

Такую оценку одному из центральных матчей очередного тура Лиги Чемпионов дал Фабио Капелло, авторитетнейший тренер, приложивший, кстати, руку к созданию нынешнего «Реала», команды, сумевшей через год после его ухода выиграть самый престижный континентальный трофей – уже под руководством Юппа Хейнкеса, которому принадлежит другое любопытное высказывание, сделанное отнюдь не по поводу московского матча, но – через цитату Капелло – имеющее к нему отношение. «В современном футболе, - сказал Хейнкес, - явственно проявляется тенденция к доминированию команд, которые конструируют свою игру без оглядки на соперика, а не пытаются подстроиться под его действия». Словно конкретно «Спартак» имел в виду. Особенно – что касается соперника. Красно-белые могут бездарно проиграть матч своему конкуренту в чемпионате России (который, при всем к нему уважении, объективно должен считаться рангом ниже обладателя Кубка европейских чемпионов) – проиграть так, что даже случайный гол Робсона на последних минутах язык не поворачивается назвать «голом престижа». А через четыре дня переиграть (именно переиграть, а не просто выиграть) лучшую команду Старого Света.

Продолжить этот маленький цитатник я хотел бы словами уже нынешнего тренера «Реала». Накануне игры на вопрос, в чем он видит разницу между «Спартаком» и «Интером», Гуус Хиддинк сказал: «Пожалуй, в том, что «Интер» более предсказуемая команда. Мы хорошо их изучили и хорошо представляли себе, как надо против них играть, наш матч можно детально проанализировать заранее. Со «Спартакогм» по-другому. Москвичи играют сами и жают играть соперникам, но у кого будет преимущество в такой игре, предсказать невозможно. Мы не собираемся отказываться от своего стиля, мы будем доминировать, потому что нам нужны три очка».

Конечно, Хиддинк держал в уме и недавнее поражение спартаковцев от ЦСКА (на той же пресс-конференции он обнаружил неплохое знакомство с внутрироссийской футбольной жизнью), и весенний домашний проигрыш красно-белых «Интеру». У мадридцев были все основания считать миланскую команду главным своим конкурентом в борьбе за первое место в группе, а раз так, то надо им побеждать там, где «Интер» теоретически способен победить впоследствии. Однако план набора очков королевскому клубу теперь придется основательно подкорректировать: «Спартак не позволил «Реалу» увезти из Москвы не то что три, а даже одно-единственное очко.

Хиддинк, кстати, расстроенным после матча не выглядел. По горячим следам он назвал игру «Реала» одной из лучших в этом сезоне, заметил, что его подопечным действительно удалось доминировать на поле. Хотя с этим утверждением можно и поспорить: статистический отчет зафиксировал, что мячом обе команды владели абсолютно поровну – как в первом тайме, так и во втором, а по ударам по воротам некоторое преимущество даже имел «Спартак». «Мы играли примерно так же, как и в субботу в Бильбао. Там нам удалось выиграть, здесь – нет», - заключил голландский специалист.

Возникает резонный вопрос – почему? Потому что «Спартак сильнее «Атлетика»? Но при этом слабее ЦСКА? Здесь мы возвращаемся к вопросу о степени предсказуемости той или иной игры. Если бы в футболе всегда слабый проигрывал сильному и все результаты были бы легко прогнозируемы, букмекерские конторы прекратили бы свое существование, а зрители перестали бы ходить на стадионы. Разумеется, футбол – игра логичная, но своя собственная логика есть у каждого матча, даже у каждого игрового эпизода. Давайте попробуем разобраться, в чем состояла логика матча в «Лужниках» - логика, определившая конечный результат 2:1 в пользу «Спартака».

Прав был Олег Романцев, предрекавший, что «игра будет рваной, ни одна из команд не будет владеть инициативой постоянно». Были в матче отрезки, когда лучше выглядел «Спартак», случалось и наоборот. Обе стороны играли в своей привычной манере. К концу матча гости явно сдали физически. Хозяевам же сильно помогло присутствие на поле Ильи Цымбаларя и Егора Титова, без которых «Спартак» чуть раньше оказался совершенно беспомощным в игре с земляками-армейцами. Все это предсказывалось заранее, и при все при этом фаворитом матча считался «Реал».

А что же произошло неожиданного – такого, что привело к несоответствию оценки возможностей команд реальному результату? Как получилось, что королевская команда, в полном соответствии со своим названием занимающая сейчас европейский трон, проиграла клубу с «гладиаторским» названием, никогда не побеждавшему ни в одном из еврокубков?

Гости не удивили ничем – разве что играли чуть медленнее, чем ожидалось. А вот спартаковцы обнаружили у себя – не хочу говорить сверхрезервы, но по крайней мере такие качества, которые постоянно, из матча в матч, они не демонстрируют. Во-первых, просто блестяще, на мой взгляд, сыграла оборона «Спартака», что, согласитесь, ей не свойственно. «Мы очень подробно обсуждали предстоящую игру, - рассказал Романцев, - и остановились на том, что наши защитники, в силу наличия общекомандной стратегии вынужденные часто участвовать в атакующих действиях (все без исключения – даже либеро Ананко), моментами теряют концентрацию при исполнении своих прямых обязанностей. Я предупредил их, что на этот раз им будет противостоять одна из сильнейших линий нападения в Европе, а может быть, и в мире. У них была возможность проверить себя по гамбургскому счету, показать всем и самим себе в том числе, чего они стоят именно как защитники». В результат вся четверка «Спартака» провела матч не только с полной самоотдачей, но и с небывалой собранностью. Даже проигрывая отдельные единоборства супертехничным Раулю или Зеедорфу, они не суетились, не пытались исправить ситуацию бездумными фолами, а находили единственно правильные решения, позволявшие хоть чем-то помешать форвардам гостей завершить атаку точным ударом. Прекрасно была налажена подстраховка. Если не считать эпизода, приведшего к голу, у мадридцев практически не было больше ни единого верного голевого момента.

Во-вторых, лучшую, по словам Романцева, игру в «Спартаке» провел бразилец Луис Робсон. «Я поговорил с ним отдельно, после общей установки, - продолжал тренер, - и, к моему собственному удивлению, он понял, что от него требуется, лучше, чем многие другие. Я не берусь сосчитать, сколько мячей он добыл для нашей команды, возвращаясь назад, не говоря уже о том, что он принял непосредственное участие в двух забитых нами голах». – «Почему же тогда Робсон был заменен?» - «Он получил травму – пока не знаю, насколько серьезную, - и попросил замену. Если бы не это, думаю, ни один нормальный тренер не убрал бы Робсона с поля в таком матче».

Наверное, добрых слов за свою игру заслужили каждый из спартаковцев и все они вместе. За то, что не стали бояться грозного соперника, а под конец перестали даже опасаться его. За то, что, явив болельщикам свои лучшие качества, по крайней мере на этот вечер избавились от худших. Что и позволило им стать на данный момент абсолютными лидерами Лиги чемпионов – ни один из 23 остальных участников турнира не одержал две победы в первых двух матчах.

Скованности не было видно в действиях хозяев с самой первой минуты. Пока «Реал», видимо, не слишком уютно чувствовавший себя под промозглым московским дождем, ждал появления активности от своего лидера Кларенса Зеедорфа, через которого шла каждая атака гостей, спартаковцы успели разыграть несколько фирменных комбинаций, но Бодо Иллгнеру тем не менее больших хлопот не доставили. Однако вся та подготовительная работа, которая была проделана до перерыва, не прошла впустую. Николай Писарев в дебюте матча в выгодной позиции не смог обыграть защитника один на один, зато в начале второго тайма прошел сразу троих и заставил Иллгнера в броске парировать мяч на угловой. Василий Баранов поначалу усердно отрабатывал удар с такой точки, с которой и куда менее опытному голкиперу забить было бы сложновато, в концовке же так исполнил штрафной, что немецкому вратарю пришлось призвать на помощь все свое умение, чтобы добраться до мяча. Андрей Тихонов, оказавшись в полупозиции, грамотно бил единственно возможным способом – подъемом в нижний дальний угол – и промахнулся, но, повторив этот удар во втором тайме, положил начало штурму «Спартака», увенчавшемуся двумя забитыми мячами.

Мадридцы до перерыва играли чересчур академично, но при наличии обладающих высочайшим исполнительским мастерством игроков передней линии каждая их атака в себе угрозу. Рауль, реже – Савио и Предраг Миятович уходили сразу от двух-трех опекунов, что же касается Зеедорфа, то такой отточенной техникой мне не приходилось восторгаться уже давно. Может быть, не очень выразительно играл Кристиан Карембю, но ведь известно, что его стихия – оборона, и если его помощь атаке порой шла команде во вред, пользу обороне он приносил колоссальную. Редко подключались к атакам крайние защитники, а центральные практически вообще не переходили среднюю линию.

Зато в начале второго тайма игра у мадридцев пошла веселей. Тревожным сигналом для хозяев стал дальний выстрел Миятовича, после которого Александр Филимонов едва-едва сумел задеть мяч пальцами – угловой. А на 64-й минуте просто гениально сыграл Зеедорф. Грудью остановив мяч в центре поля после довольно-таки корявого паса партнера, он развернулся и, включив сразу пятую скорость, вмиг оказался у линии штрафной. Там он ловко укрыл мяч от двух атаковавших его защитников и зряче пробил «щечкой» в верхний угол. Филимонов мог туда и не прыгать – бесполезно было. А мяч, отскочив от штанги, нашел голову вновь проявившего поразительное голевое чутье Рауля и, даже не коснувшись земли, оказался в воротах.

Тут-то спартаковцам и представился шанс показать свое преимущество в физической, а заодно и в морально-волевой готовности. После того как еще одну опасную атаку «Реала» испортил Савио, слишком далеко отпустивший мяч, и до самого финального свистка москвичи контролировали игру и, что главное, преимущество свое воплотили в голы. Вначале Робсон дотащил мяч до «точки Цымбаларя», где был сбит с ног Маноло Санчисом. Штрафной. Пробежавший мимо мяча Баранов хоть немножко, но помешал Иллгнеру правильно оценить ситуацию, а «стенка» поверх которой полетел мяч, ничем не смогла ему помочь. И вслед за именем Рауля на табло высветилась фамилия Цымбаларя.

Неоценим вклад Робсона и вторую голевую атаку «Спартака». Именно он, получив мяч в центральном круге (один против пяти оборонявшихся), сумел сохранить его и затеять комбинацию с подоспевшими партнерами. Именно он спустя несколько мгновений, когда атака получила развитие на «тихоновском» левом фланге, оказался на углу вратарской, где вчистую выиграл воздушную дуэль у Санчиса и сделал, как говорят баскетболисты, «скидку» набегавшему Егору Титову. Последний даже успел обработать мяч, а затем от души расстрелял бедного Иллгнера, тем самым, как и Цымбаларь, формально обозначив свою полезность для команды.

Что было делать «Реалу»? Идти всей командой вперед? Но у гостей так и не осталось сил, а тут еще и соперник стал активно прессинговать мадридцев на их половине поля (прессинг этот, правда, стоил желтой карточки Титову, из-за которой он пропустит первый матч с «Интером»). Ценой героических усилий «Реал» заработал угловой, последовал навес, но кивок Йерро не тянул на то, чтобы быть названным ударом по воротам. А последний шанс в виде штрафного вконец растерявшиеся гости даже не попытались использовать: партнеры заботливо разыграли мяч для Зеедорфа, а тот вдруг остановился как вкопанный – и спустя пару секунд игра шла уже на противоположной половине поля.

Драматичный матч стоил Олегу Романцеву двух пачек выкуренных сигарет, зато после игры на крыльях победы он взлетел на третий этаж лужниковского стадиона-гиганта, на что, по его признанию, сил у него хватило впервые после болезни. Кстати, Олег Иванович просил передать всем людям, поддержавшим его – хотя бы письмом или открыткой – в этот тяжелый период жизни. Редакция «Футбола» присоединяется к пожеланиям доброго здоровья тренеру «Спартака» и выражает надежду, что дело пойдет к скорейшей поправке, если его команда и дальше будет играть так же, как в среду против «Реала».

«Футбол» №40 1998

Репортаж №2

Лучше Виктора Никитовича Маслаченко и не скажешь, (не зря мы вынуждены продублировать братские издания). У нас в стране предостаточно активных неприятелей «Спартака», но и они должны безоговорочно признать: несмотря ни на что, чемпион России победил лидера чемпионата Испании, обладателя Кубка Европейских чемпионов. Победил чисто и заслуженно, проявив высочайшие волевые качества. И ни тяжелое («нереаловское») поле, ни холод, ни дождь, ни расслабленность мадридцев после забитого гола не могут, не способны умалить красоты и значения этой победы. Какой великолепный подарок преподнес «Спартак» россиянам!

А ведь победа пришла неожиданно. Даже после первого тура Лиги, в котором «Спартак» сверхуверенно, несмотря на все авиаприключения, обыграл на выезде «Штурм», на московский клуб никто особенно не ставил. А после затяжной серии ничьих в чемпионате страны, завершившейся разгромным поражением от ЦСКА, заговорили о некоем кризисе в команде. И вдруг такое – ну какой, скажите на милость, оптимист мог предсказать «спартачам» стопроцентный результат после двух туров Лиги?! Равно как и провал «Динамо». Но о грустном – в другом месте. А пока просто поздравим «красно-белых» и порадуемся за них. Неожиданен даже не сам результат, а то, каким образом добились его москвичи. Отбегали как проклятые все девяносто минут, не уступая, ни в чем заезжим знаменитостям! А последние минуты первого тайма, когда «Реал» был заперт в своей штрафной и беспорядочно отмахивался.

В общем и целом назвать игру особо зрелищной язык не поворачивается. Вязкая, жесткая борьба, на каждом сантиметре, на каждой травинке. И счет ударов в створ ворот в первом тайме – 1:1! Только и радости, что полуудар-полупрострел Тихонова в дальний угол под занавес первой половины. Но в который раз приходится повторять: в матчах такого уровня внутреннее напряжение буквально электризует атмосферу и заставляет позабыть о красивостях и красотах. А посему матч смотрелся. К тому же второй тайм подарил такой сюжет, такую интригу!

Владимир Васильевич Бессонов не даст соврать – в перерыве я почему-то выступил в роли провидца и объявил, что где-то в районе 60-х минут «Реал» забьет. Увы, оказался прав – мол, «Спартак» давит, давит, но потом гости чисто на классе, один-единственный разок поймают москвичей на контратаке и все закончится. Так оно и вышло, да только недооценил ваш покорный слуга «Спартак»! Кто угодно сломался бы на его месте, но подопечные Романцева только разозлились на несправедливость судьбины и забегали с удвоенной энергией. А Бессонов был уверен: москвичи выиграют – 2:1!

Итак, второй тайм. 63-я минута. Зеедорф владеет мячом в центре поля в абсолютно безобидной ситуации. Как вдруг голландский легионер «Реала» ускорился, легко, даже как-то издевательски легко ушел от Бушманова и метров с 13 пробил. В гробовой тишине мяч ударился в перекладину и отскочил в поле. Но какое же все-таки у Рауля дьявольское чутье! Хлестов растерянно стоял в стороне, ожидая отскока а испанец каким-то шестым, седьмым или надцатым чувством понял, куда надо спешить! И головой довольно спокойно положил мяч в покинутые Филимоновым воротам. Гол в стиле Герда Мюллера. Спартаковские фаны начинают крушить пластиковые сиденья (кстати, «Лужники» изрядно пострадают от их идиотизма – 570 вырванных с корнем и разломанных сидений, загаженные сортиры).

Что, все? Ничего подобного. Этот матч по праву можно назвать бенефисом бразильца Робсона. Как долго Романцев держал его на «банке», доверяя другим нападающим! А в те недолгие минуты, когда Робсон находился на поле, легионер с достойным лучшего применения упорством разбазаривал голевые моменты. Пока на Кубке Содружества не вколотил одной левой командочке пять мячей. Тогда все обрадовались: о, Робсона прорвало, теперь пойдет! Не пошло. Тогда. Зато сейчас двинулось. И понеслось. Бразилец не забил. Но в обоих голах «Спартака» его заслуга велика и несомненна.

72-я минута. Робсон рвется вперед, Санчис сбивает его у линии штрафной. До ворот метров 18. Баранов разбегается, перепрыгивает мяч, а Цымбаларь бьет. Да, пристрелялся Илья в последних матчах! Приятно, что и в России есть Дель Пьеро с Бекхэмом в одном лице. Мяч, перелетев внушительную «стенку», вонзился в левую от Иллгнера «девятку»!

После этого на поле осталась только одна команда – «Спартак». Гол назревал и вызрел: кто-то, кажется, Тихонов навесил слева, Робсон выиграл воздушную дуэль у Санчиса и сбросил мяч к 11-метровой отметке. Оборона «Реала» куда-то подевалась – Титову позволили не просто принять мяч, но и обработать его, и мощно пробить в упор. 2:1. Победа!

Ну что сказать, когда говорить нечего?! Молодцы, и все. И по традиции отойдем с проторенной дорожки «пас, удар, гол, навес и пр.» в неизведанные чащобы околофутбольных и совсем нефутбольных раскладов. Скажем так: заявлять, что в этот и следующий дни страна жила исключительно подвигом «Спартака», будет недоразумением. Да, хорошоа, да, приятно, но и жить как-то хочется, не только на футбол ходить. И посему главной новостью, обсуждаемой на всех углах, стало завуалированное согласие мэра Москвы Юрия Лужкова (столь нелюбимого – справедливо, пожалуй – украинскими патриотами за его позицию по севастопольскому вопросу) участвовать в президентских выборах. И что удивительно – все восприняли это совершенно спокойно, как давно ожидавшееся. Более того, судя по разговорам с москвичами, уж кто-то, а они за Лужкова в огонь и воду – как приветствовали его трибуны «Лужников»! Что еще более удивительно, не менее благожелательно был встречен премьер-министр Примаков – народные любимцы вышли нанести первый удар по мячу. Ну и, естественно, антикризисная программа правительства, которая сводится, видимо, ко вполне советским мерам – запрету гражданам приобретать валюту и насильственно установленному курсу (помните пресловутые 62 копейки за доллар?!).

Тем не менее в четверг были раскуплены многие газеты, посвятившие триумфу «Спартака» значительные объемы. Даже «Коммерсант Daily» поместил статью о матче на первой полосе – и тираж разошелся, улетел со свистом! А кто это одиноко скучает на прилавке газетного киоска? Ба, это же старый знакомец – «Советский спорт»! Жив, курилка! М-да. Судя по содержанию, чувствует себя далеко не лучшим образом. Что ж, в наше бездарное время не так-то просто выжить. Зато какая игра!

«Футбол Украина» №40 1998